ГБОУ Лицей "Коллеж"
ДНР
  • Рекомендации по адаптации пятиклассников

    Возрастные психологические особенности пятиклассников

    Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в школе в целом и с психологической атмосферой в семье.

    Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости – главного личностного новообразования младшего подростка.

    Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и это в первую очередь семья, родители. Внешне это отчуждение проявляется в негативизме – стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда – конфликты с взрослыми. Ввиду психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом у подростка в стенах школы постепенно меняются приоритеты.

    Умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт.

    Учитывая физиологические особенности возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем организма) можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.

    Таким образом, переходя из начальной школы в среднюю, ребенок подвержен не только внешним, но и внутренним изменениям. Необходимо обратить внимание родителей на значимость эмоционально близкого общения с детьми, помочь им установить именно такие отношения.

    Основные проблемы, возникающие в период адаптации к условиям обучения в средней школе

    Для пятиклассника, приходящего в школу 1 сентября, все оказывается новым. И поэтому возникает необходимость в адаптации – привыкании к новым условиям обучения.

    Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.

    В случае трудностей адаптации о них могут свидетельствовать следующие признаки:

    1. Снижение успеваемости.
    2. Усталый, утомленный внешний вид ребенка.
    3. Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.
    4. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
    5. Нежелание выполнять домашние задания.
    6. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
    7. Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
    8. Беспокойный сон.
    9. Трудности утреннего пробуждения, вялость.
    10. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
    11. Невнимателен и рассеян.
    12. Неусидчив во время занятий, индивидуальной работы.
    13. Испытывает страх перед уроками, учителями, ситуациями проверки знаний.
    14. Часто меняет приятелей, ни с кем не дружит подолгу; часто бывает одинок.

    Рекомендации

    В каждой семье взрослые должны проявлять интерес к школьным делам, обсуждать вместе сложные ситуации и пытаться найти выход из них.

     Очень важно в этот период проводить профилактическую работу с детьми. Следует выработать четкие, последовательные и устойчивые требования, объяснить ребенку, почему они необходимы. Особое внимание нужно уделить формированию правильного отношения детей к отметкам, ошибкам, умения использовать их для лучшего понимания материала.

    Как уже отмечалось, именно «ориентированность на ошибку», которая нередко подкрепляется неправильным отношением взрослых к ошибкам как к недопустимому наказуемому явлению, одна из основных форм школьной тревожности.

    Помощь детям должна быть направлена на укрепление их уверенности в себе, выработку собственных критериев успешности, умения вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неуспеха. Необходимо помочь детям выработать индивидуальные модели поведения в значимых, оцениваемых ситуациях. Если есть возможность, следует подготовить детей к новым ситуациям, обсудить возможные трудности, обучить конструктивным способам поведения в них. Важно соблюдать режим дня.

    Памятка для родителей «Ваш ребенок – пятиклассник»

    1. Первое условие школьного успеха пятиклассника – безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
    2. Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.
    3. Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
    4. Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
    5. Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
    6. Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников непонимание.
    7. Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
    8. Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.

    Педагог и психолог Симон Соловейчик в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе во время адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни:

    1. Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
    2. Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться.
    3. Не дерись без причины.
    4. Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
    5. Играй честно, не подводи своих товарищей.
    6. Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
    7. Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
    8. Из-за отметок не плачь, будь гордым.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie