ГБОУ Лицей "Коллеж"
ДНР
  • Рекомендации по адаптации десятиклассников

    Ранняя юность – это по-прежнему возраст специфических психологических контрастов, которые характеризуют как внутренний мир человека, так и сферу его межличностных отношений. Как правило, старшему школьному возрасту свойственны следующие противоречия:

    1. Стремление проявить волевые усилия в самовоспитании и в первое время не всегда адекватно относятся к советам взрослых.
    2. Восприимчивость к нравственной оценке своей личности со стороны других людей и стремления показать равнодушие к этой оценке, действовать по своему плану.
    3. Принципиальность в большом и беспринципность в малом.
    4. Самообладание и непосредственная импульсивность.

    Особенности адаптации десятиклассников

    Адаптация – это приспособление человека к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму труда и отдыха.

    Адаптированный учащийся – это учащийся, приспособленный к школьной среде, готовый к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов.  

    Необходимость адаптации ребенка на этапе перехода из среднего звена в старшее обусловлена изменением социального окружения десятиклассников (ведь состав класса изменился, произведена перестановка учителей-предметников, пришли новые учителя, не работающие в этом классе) и системы деятельности (новая учебная ситуация, новые педагогические технологии, формы и методы обучения). Учебные нагрузки интенсифицируются. Подросток переживает эмоциональный дискомфорт, прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения.

    Состояние внутренней напряженности, настороженности, затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации. Старшеклассник может стать недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстать в учебе, быстро утомляться и просто не иметь желания идти в школу.

    Трудности адаптационного периода для десятиклассников

    Адаптация к классному коллективу в новом составе.

    Актуализация учебной мотивации, необходимость взять ответственность за успешность своего образования на себя, самоопределение.

    Адаптация к качественному и количественному росту «трудности» обучения.

    Рост интереса к противоположному полу, персонификация своей половой роли.

    Какие же особенности взрослых школьников надо учитывать?

        а) некоторая часть школьников уже определилась со своими профессиональными предпочтениями. Необходимо внимательно отнестись к возникшему интересу в какой-то области, помочь учащемуся углубить свои знания к ней, приобщить родителей, чтобы они помогли ребенку ответить на вопрос: «Не ошибся ли я с выбором?» Лучше своевременно переориентировать человека, чем позже расплачиваться за мимолетное увлечение.

           б)  у старших школьников наблюдается возврат интереса к учебной деятельности, что не может не радовать учителей и родителей. Как правило, в это время дети и взрослые становятся единомышленниками, активно обмениваются взглядами на выбор профессионального пути. Большинство родителей хотят, чтобы дети пошли учиться дальше, получили высшее образование, но не многие задумываются о том, насколько у старшеклассников присутствуют общеучебные навыки, хочет ли он учиться?

    Однако существуют и некоторые сложности во взаимодействии взрослых и детей. Это касается личной жизни подростков, куда вход учителям, а зачастую и родителям, запрещен. При умелом дозировании общения, уважении права ребенка на личное пространство этот этап проходит достаточно безболезненно.

    Обратите внимание, что мнение сверстников в данный возрастной период представляется детям гораздо более ценным и авторитетным, чем мнение взрослых, но только взрослые могут продемонстрировать подросткам оптимальные модели поведения, показать им на собственном примере, как надо строить отношения с миром.

    Что является самым главным для ребенка в этот период? Вот какую логическую цепочку мы должны с вами сохранить: 

    Любовь - доверие - понимание – поддержка

       Что должны сделать родители, чтобы сохранить любовь своих детей? Эти правила предлагаем сегодня вам для ознакомления:

    • В самостоятельности ребенка не следует видеть угрозу лишиться его;
    • Помните, что ребенку нужна не столько самостоятельность, сколько право на нее;
    • Хотите, чтобы ребенок сделал то, что вам нужно, сделайте так, чтобы он сам захотел этого;
    • Не перегружайте ребенка опекой и контролем;
    • Не создавайте «революционную    ситуацию», а если создали, разрешайте ее мирным путем;
    • Помните слова Гетте: «В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудаческих и неподобающих поступках».

    Памятка для родителей старшеклассника.

    1. Старайтесь говорить со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы.
    2. Опасайтесь получения вашим ребенком информации из чужих уст.
    3. Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети.
    4. Будьте открыты для общения с ребенком, даже если вы чего-то не знаете или в чем-то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать ему об этом.
    5. Не высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с вашим взрослением. Ребенок будет их переживать с  вашей позиции и воспринимать так, как воспринимали вы.
    6. Постарайтесь сделать так, чтобы ваши дети не воспринимали сексуальные отношения как нечто грязное и постыдное. От этого во многом зависит их физиологическое взросление.
    7. В период полового созревания мальчикам важно получать поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам — со стороны пап.
    8. Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.
    9. Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребенка.
    10. Старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными средствами, если он в этом нуждается.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie