
Подготовкакитоговомусочинению.2023–2024учебныйгод
Н.В. Лукьянчикова, к.ф.н., доцент кафедры русской литературы ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, доцент кафедры общего образования ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования»
Итоговое сочинение в 2023 –2024 году
Основной срок написания итогового сочинения в новом учебном году–6 декабря 2023 года.
Дополнительные сроки–7февраляи10апреля2024года.
Успешное написание итогового сочинения является для выпускников11классов допуском к государственной итоговой аттестации. Оценивается по системе «зачёт»/«незачёт».
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вместо итогового сочинения вправе выбрать написание изложения.
Организационные вопросы
Продожительность написания итогового сочинения (изложения) составляет 3 часа 55 минут (235минут). В продолжительность написания итогового сочинения (изложения) не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж участников итогового сочинения (изложения), заполнение ими регистрационных полей бланков и др.).
Разделы для итогового сочинения 2023 –2024 уч. г.
1. Духовно-нравственныеориентирывжизничеловека
(1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества. 1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом. 1.3. Познание человеком самого себя. 1.4. Свобода человека и ее ограничения).
2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
(2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции. 2.2. Человек и общество. 2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека).
3. Природа и культура в жизни человека
(3.1. Природа и человек. 3.2. Наука и человек. 3.3. Искусство и человек.3.4. Язык и языковая личность).
В каждый комплект тем итогового сочинения будут включены по две темы из каждого раздела банка:
темы 1,2 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»;
темы 3,4 «Семья, общество, Отечество в жизни человека»;
темы 5,6 «Природа и культура в жизни человека».
Комплект тем 2022–2023 учебного года
102. Какую жизненную цель можно назвать благородной?
210. Что такое взаимопонимание?
310. Когда представитель старшего поколения становится настоящим авторитетом для молодежи?
409. В чём ценность исторического опыта?
512. Почему достижения прогресса, дающие человеку удобства и комфорт, могут быть опасны для человечества?
605. Что делает человека подлинно счастливым?
Критерии оценивания
Требование №1. Объем итогового сочинения
Требование №2. Самостоятельность написания итогового сочинения
Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:
1. Соответствие теме;
2. Аргументация. Привлечение литературного материала;
3. Композиция и логика рассуждения;
4. Качество письменной речи;
5. Грамотность.
Требование№1. Объем итогового сочинения (изложения)
Рекомендуемое количество слов – от 350. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования №1 и «незачет» за работу в целом.
Следует учитывать правила подсчёта слов, которые совпадают с правилами подсчета слов при проверке сочинений, написанных в рамках ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку и литературе.
При подсчёте слов в сочинении (изложении) учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» –одно слово, «всё же» – два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» – одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5лет» – одно слово, «пять лет» – два слова).
- «Белогорская крепость» – 2 слова;
- «Александр Сергеевич Пушкин» – 3 слова;
- «А.С. Пушкин» – 1 слово;
- «для того чтобы» – 3 слова;
- «в возрасте двадцати двух лет» – 5 слов;
- «в возрасте 22 лет» – 3 слова;
- «влесу (ошибочное слитное написание)» – 1 слово;
- «черно белый (ошибочное раздельное написание)» – 2 слова.
Требование № 2. Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника. Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования №2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
Критерий № 1 Соответствие теме
- Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).
- «Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме, в нем нет ответа на вопрос, поставленный в теме, или в сочинении не прослеживается конкретной цели высказывания. Во всех остальных случаях выставляется «зачет»
- Нужно учитывать, что участник итогового сочинения вправе выбрать оригинальный путь ее раскрытия.
Критерий № 2 Аргументация. Привлечение литературного материала
- Данный критерий нацеливает на проверку умения строить рассуждение, доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из литературного материала. Можно привлекать художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы (достаточно опоры на один текст).
- «Незачет» ставится при условии, если сочинение не содержит аргументации, написано без опоры на литературный материал, или в нем существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы примерами не подкрепляются). Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
- Также необходимо учитывать, что участники итогового сочинения могут ориентироваться на требования не только школьных критериев, но и вузовских, которые могут существенно отличаться от школьных критериев. Например, вуз может требовать привлечения нескольких литературных аргументов или опоры не только на литературный аргумент, но и на произведения других видов искусства или на исторические факты. Таким образом, в итоговом сочинении, кроме литературного аргумента, могут быть аргументы, связанные с театром, кино, живописью, историческими документами (их нужно рассматривать как органическую часть сочинения).
Критерий № 3 Композиция и логика рассуждения
- Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
- «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 4 Качество письменной речи
- Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.
- «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 5 Грамотность
- Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачет» ставится при условии, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.
- Следует обратить внимание на то, что в критерии не указано, как должны локализоваться ошибки в работе выпускника. Так, если подавляющее большинство ошибок располагается в какой-то одной части работы, в расчет берется общее количество слов, написанных участником итогового сочинения (изложения). При проверке сочинения (изложения) рекомендуется традиционным способом отметить все ошибки на полях копий бланков, учесть однотипные и не грубые ошибки и, произведя после этого подсчет, соотнести полученную цифру с количеством слов в работе (речевые ошибки в данном критерии не учитываются). Если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок, то на 20 слов–одна ошибка. Общее количество слов в конкретном сочинении делится на 20. Полученное число округляется. Например, в работе 370 слов. При делении на 20 получается 18,5. Округляем до 19. Участник итогового сочинения (изложения) может получить «зачет» по Критерию №5 при 19 ошибках. При 20 ошибках выставляется «незачет».
- Необходимо учитывать также повторяемость ио днотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода–воды; грустный–грустить; резкий–резок). Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку. Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки.
Ресурсы в помощь
- fipi.ru (сайт Федерального института педагогических измерений)
- сочинение11.рф (документы, новости, материалы прошлых лет и главное: каждый год появляются актуальные материалы для подготовки по направлениям этого года)
- 4ege.ru (новости, материалы для подготовки, примеры сочинений по направлениям этого года)
- rustutors.ru (Итоговое сочинение: списки, примеры сочинений)
Возможная структура сочинения
- Вступление (факультативная часть) –может включать в себя размышления о ключевом понятии темы
- Тезис (основная мысль, ответ на вопрос темы)
- Аргумент + развернутый литературный пример
- Аргумент + развернутый литературный пример (этой части может не быть вообще, так как второй аргумент необязателен. Это может быть аргумент с примером из другого произведения. Это может быть аргумент с другим примером из уже разобранного произведения)
- Вывод
Паустовский К.Г. Акварельные краски
1.3. Познание человеком самого себя(«Берг впервые почувствовал глупую обиду, -журавли показались ему предателями. Они бросали без сожаления этот пустынный, лесной и торжественный край, полный безымянных озер, непролазных зарослей, сухой листвы, мерного гула сосен и воздуха, пахнущего смолой и болотными мхами. -Чудаки! -замечал Берг, и чувство обиды за пустеющие с каждым днем леса уже не казалось ему смешным и ребяческим»).
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека («Берг знал, что теперь он связан со своей страной не только разумом, не только своей преданностью революции, но и всем сердцем, как художник, и что любовь к родине сделала его умную, но сухую жизнь теплой, веселой и во сто крат более прекрасной, чем раньше»).
3.1.Природаичеловек («Дождянебыло. Легкие тени ветвей дрожали на чистом полу, а за дверью сияла тихая синева. Слово "сияние" Берг встречал только в книгах поэтов, считал его выспренним и лишенным ясного смысла. Но теперь он понял, как точно это слово передает тот особый свет, какой исходит от сентябрьского неба и солнца. Паутина летала над озером, каждый желтый лист на траве горел от света, как бронзовый слиток. Ветер нес запахи лесной горечи и вянущих трав»).
3.3. Искусство и человек («Может быть, поэтому Бергу и не удавались пейзажи. Он предпочитал портрет, жанр и, наконец, плакат. Он старался найти стиль своего времени, но эти попытки были полны неудач и неясностей»).
Спасибо за внимание, коллеги!
Сайт ФИПИ. Открытый банк заданий
http://ege.fipi.ru/os11/xmodules/qprint/index.php?proj=FBCAFDDFA469AEBD4FAAED11E271A183