ГБОУ Лицей "Коллеж"
ДНР
  • Неделю музыки продолжает рассказ о Модесте Петровиче Мусоргском.

    В этом году исполняется 185 лет со дня рождения этого великого русского композитора. Современники язвили, сравнивая его сочинения с "шипением самовара", но потомки признали, что Мусоргский опередил свой век на десятилетия.
    Неделю музыки продолжает рассказ о Модесте Петровиче Мусоргском..

    2 Марта 1881г. в двери столичного Николаевского военного госпиталя вошел необычный посетитель с холстом в руках. Он направился в палату своего давнего друга, которого привезли с белой горячкой и нервным истощением. Положив холст на стол, открыв кисти и краски, Репин вглядывался в знакомое усталое и измученное лицо. Через 4 дня был готов единственный прижизненный портрет русского гения. Модест Петрович Мусоргский любовался своим изображением только 9 дней и умер. Он был вызывающе смелым и одним из самых фатальных музыкальных творцов XIXв. Гениальная личность, новатор, который опередил своё время и оказал значительное влияние на развитие не только русской, но и европейской музыки. Жизнь Мусоргского, так же как и судьба его произведений была сложна, однако слава о композиторе будет вечной, ведь его музыка пропитана любовью к русской земле и народу, который на ней проживает.
    М. П. Мусоргский родился 9 марта 1839г. Близость крестьянского быта, народные песни и простой деревенский уклад жизни сформировали в нем то миропонимание, которое впоследствии стало основной темой его творчества. Под руководством матери он рано начал играть на фортепиано. Мальчик слушал сказки няни, и эти эмоции находили свое выражение в фортепианных импровизациях. После переезда в Санкт-Петербург его музыкальные занятия совмещались с обучением в гимназии, а затем и в Школе гвардейских прапорщиков, откуда он вышел не только офицером, но и великолепным пианистом. После непродолжительной военной службы в 1858 году он вышел в отставку, чтобы полностью сосредоточиться на композиторской деятельности. Первое опубликованное произведение – полька «Подпрапорщик» - увидело свет, когда ее автору было всего 13 лет. В 17 он написал 2 скерцо, с 1857г. пишет песни и романсы, большинство из которых – на народные темы. Это было необычно для светского музыканта тех лет. Первые попытки написать оперы остались незавершенными – это «Саламбо» и «Женитьба». Музыка к «Саламбо» полностью войдет в состав единственной законченной композитором оперы – «Борис Годунов». Текст «Годунова» опирался на трагедию А.С. Пушкина, а подлинность событий сверялась с «Историей государства Российского» Н.М. Карамзина. В 1867г. за 12 дней была написана музыкальная картина «Иванова ночь на Лысой горе», в 1870-х автор обратился к инструментальным и вокальным сочинениям. Так появились на свет «Картинки с выставки», «Песни и пляски смерти», цикл «Без солнца». Свою 2 историческую оперу, «Хованщина», Мусоргский начал писать еще до премьеры «Бориса Годунова».
    Одновременно с «Хованщиной» композитор писал оперу «Сорочинская ярмарка», которая осталась только в черновиках. Последними его сочинениями стали несколько пьес для фортепиано. Мелодии «Картинок с выставки» популярны во всем мире и часто используются в кино. Дружба с Римским-Корсаковым пройдёт через всю его жизнь. "Римский-Корсаков неизменно поддерживал Мусоргского. То, что он сделал с его творчеством, отодвинув свои собственные интересы, свои собственные занятия, занимаясь окончанием, доработкой, инструментовкой – это же большая работа. Это может быть единственный такой пример в музыкальной жизни, музыкальной истории", – отметила зав. отделом рукописей Научной музыкальной библиотеки Санкт-Петербургской консерватории Л. Миллер. Мусоргский был тонко чувствующим, великодушным, но глубоко одиноким человеком. В день, когда его за неуплату выставили со съемной квартиры, с ним случился удар. Еще месяц Модест Петрович провел в госпитале, где и скончался ранним утром 16 марта 1881 года. О новаторском характере своей музыки М.П. Мусоргский неоднократно упоминал в письмах. Время доказало справедливость этого определения: в 20в. композиторы стали широко использовать те же приемы, казавшиеся когда-то антимузыкальными даже таким его современникам, как Чайковский и Римский-Корсаков. Модест Петрович был гением. Но гением русским - с хандрой, нервным истощением … Его творчество вывело на лучшие мировые сцены историю, характер и песни русского народа, утвердив их безусловный культурный авторитет.

    Гном

    Баба Яга

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie